В области «неразгаданного»

In the field of "unsolved"

In the field of «unsolved»

На земле и на небе есть многое, друг мой Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.    Шекспир «Гамлет».

I часть.

Явления, совершающиеся в последнее время вокруг нас, очевидно, что более и более стремиться оправдать мудрые слова великого поэта, вложенные им в уста Гамлета. Давно ли прошло то время, когда всякий намёк на что нибудь подобное тому, что теперь смело высказывается и обсуждается в печати, навлёк бы на своего автора целую бурю насмешек и град эпитетов, в роде «узколобого бедняжки» и тому подобные, не менее лестные клички.

Материалистическое описание мира казалось было признано официальною религией в известной, присвоивший себе название «передовой» части нашей прессы, и всякий еретик, дозволивший себе гласно выразить сомнение в истинах этой новой религии, успевший приобрести себе даже фанатических жрецов, чуть не клеймился презрением, от которого не редко не спасали громкие признания заслуги на поприще науки или общественной деятельности. Давно ли всё это было, а между тем какая разница между тем, что было тогда, и там, что мы видим теперь! Целые десятки периодических изданий в Европе и Америке посвящаются обсуждению так называемых медиумических явлений, подлинность которых свидетельствуется сотнями и тысячами очевидцев, людей вполне здравомыслящих и почтенных.

Выдающиеся учёные в области естество знания, вроде Крукса, Уолласа, Цолльнера, Фламариона или Бутлерова и Вагнера у нас, громко высказываются в пользу реальности этих явлений и производят научные их исследования. В Англии, стране по преимущественному проникнутой реалистическим духом в области науки и жизни целое общество, состоящее из выдающихся учёных и профессоров физических и естественных наук, занимаются самым подробным и тщательным исследованием загадочных психических и физических явлений, относящихся к области месмеризма и так называемого спиритизма, казалось на веки погребённых и уничтоженных дружным презрением, официальных представителей науки. вот в немногих словах те успехи, которых успел достигнуть занимающий нас вопрос. Теперь кажется что мы не ошибаемся, половина дела уже сделана, и общее признание этого разряда явлений в недалёком будущем обеспечено.

Но всё это, как мы только что сказали, половина дела. ещё недостаточно констатировать реальность явлений, необходимо ещё найти их истинное место в ряду других явлений природы и в этом и в этом то и весь вопрос. Не стоило поднимать столько шума, тратить столько энергии и страстности в борьбе с предубеждениями неверующей толпы, если результатом всей этой горячей борьбы будет лишь признание нескольких курьёзных феноменов в физиологии нашей нервной системы, которыми обогатится будущая наука. Нет, значение медиумических явлений, мы глубоко убеждены в этом, должно быть неизмеримо важнее. Они занимают собою целый грядущий  переворот в господствующим научно-философском и нравственном миросозерцании современного общества, поворот от материализма к спиритизму со всеми его последствиями.

Симптомы такого поворота уже давно чувствуются и становятся всё заметнее, как в области мысли, так и в нравственной сфере. В области философской мысли отрицание всякого духовного начала начинает всё более уступать место принципу признания такого начала как первого источника всего сущего. Мы могли бы доказать нашу мысль ссылкою на многое научно — философское произведение последнего времени, если бы это не выходило из пределов нашей статьи. Параллельно с этим поворотом в области чистой мысли совершается поворот и в сфере нравственных идеалов.

Такие явления, как последние произведения графа Льва Толстого, и тот глубокий интерес, который они возбудили как у нас, так и на западе, ещё недавно были бы не мыслимы. Приняв всё это во внимание, нельзя не придти к мысли, что почва для такого миросозерцания, с которым медиумические явления не стояли бы в несогласованном противоречии, — постепенно приготовляется. Здесь кстати будет сказать несколько слов по поводу одного опасения, нередко высказываемого людьми, враждебно относящимися к спиритуалистическому миросозерцанию. Эти боязливые люди пугают нас каким-то новым развитием старых суеверий, предрассудков и невежества, как следствием водворения новых воззрений; им уже чудиться чуть ли не вновь зажженные кресты инквизиции и тому подобный вздор, существующий и долженствующий навсегда остаться только в их воображении.

Если бы эти люди внимательнее присмотрелись к тому, что совершается теперь в среде так называемых спиритов, если бы они дали себе труд познакомиться хотя бы, например, с изданиями вроде «Revue Spirite» во Франции, то увидели бы ничего совершенно противоположное своим ожиданием. Как будто расширение наших взглядов на природу, являющуюся следствием прочной установки новых фактов, может иметь какие нибудь иные последствия, кроме большого приближения к истине и более верного взгляда на наше положение во вселенной.

Они забывают, что долженствующее выработаться новое мировоззрение явится следствием не положений принятых на веру, а фактов и истин полученных опытным путём, проверенных всеми средствами, которыми располагает современная наука. Таково, по нашему мнению, будущее значение новой отрасли знания, обогащающий собою и расширяющей современную науку.

Но прежде чем достигнуть такого значения и занять подобающее место, новые факты должны пройти через горнило научной критики и всестороннего исследования. Не следует поэтому думать, что, признав реальность этих явлений, наука сразу же установит их истинный смысл и значение. Не таковы законы научного движения мысли: всякий новый факт прежде чем произвести переворот в господствующих воззрениях, всегда приурочивается сначала к этим старым воззрениям, признается сначала с известными ограничениями, в той мере, в какой не противоречит слишком явно общепринятым взглядам и уже после того, когда накопившиеся факты всё менее и менее становятся способными уложиться в заранее установленные для них рамки, новая истина разбивает эти искусственные рамки и является в полном свете.

Таков точно и путь до сих пор пройденный спиритизмом. Явления, находящиеся с ним в близкой связи, как например, явления гипнотизма, частью признаны, частью близки к признанию. Мысленное внушение также находятся на кануне своего признания со стороны науки. Некоторые из менее поразительных явлений из области медиумизма, в роде автоматического письма, не встречают уже возражений со стороны многих учеников, которые, признав источником их так называемое бессознательное мышление, в тоже время однако совершенно произвольно сортируют факты, принимая охотно то, что согласуется с их теорией и отбрасывает всё то, что не так легко поддаётся объяснению с их точки зрения. Но раз вступив на этот путь, наука роковым образом принуждена будет совершить его до конца и признать факты в полном их объёме.

Эта готовность, обнаруженная многими представителями науки, идти на встречу новым фактам налагает и на спиритов и всех убедившихся в реальности медиумических явлений обязанность и с их стороны способствовать всестороннему обсуждению и исследованию их, представляя к услугам исследователей богатый материал, часто находящийся в их распоряжении. Помещённая в № 1 «Ребуса» за настоящий год (1886) статья, представляющая краткий отчёт об исследованиях члена Лондонского общества для психических исследований Майерса относительно автоматического письма даёт понятие о том, в каком направлении желательно вести исследование вопроса и на какие стороны его следовало бы обратить особое внимание.

Не подлежит сомнению, что в явлениях этого рода одновременно участвуют весьма разнообразные влияния и причины. Весьма значительная часть совершающегося на так называемых спиритических сеансах может быть без большого затруднения отнесена к полусознательному (гипнотическому) действию одного из участников, обыкновенно медиума, и только слишком легковерными адептами приписываются действия посторонних присутствующих индивидуальных сил. Не менее вероятно, что и сообщения, быть может, действительно идущие из источника чуждого присутствующим, проходя через нервную систему медиума, получают белее или менее глубокий отпечаток душевного состояния последнего.

Но за всем тем, существуют несомненные факты, удостоверенные полного доверия свидетелями, где подобный, чуждый присутствующим источник сообщения выступает с явной очевидностью, и на людях, обладающих такими фактами, лежит нравственная обязанность огласить их, если им дорого окончательное торжество того, что они считают истинной.

В этих то видах мы и решаемся раскрыть несколько фактов, трудно, или лучше сказать; совсем неподдающаяся объяснению, частью имевших место в нашей семье, частью же случившихся с людьми близко нам известными, заслуживающих полной веры и готовности во всякое время подтвердить истину здесь изложенного. Расскажу сначала несколько странных фактов случившихся в нашей семье, можно сказать на моих собственных глазах. Было бы весьма желательно, если бы нашлось побольше людей, не боящихся скомпрометировать себя оглашением фактов, относимых многими к области суеверий, давая тем доказательство своего нравственного мужества и любви к истине. Если в среде сравнительно небольшого круга людей лично нам известных нашлось так много материала, то можно по этому судить, какое огромное количество важных и многозначительных фактов бесплодно пропадает для публики и будущей науки, не выходя из тесных пределов семейных кружков.

Написано: Е.Ф.Б.1886г.

Об авторе Polina

Сайт для дружеского обмена информацией и опыта
Запись опубликована в рубрике Новости с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *